* * * * * * * * * * * * * * * * * *
Каталог статей
Главная » Статьи » Описания картин |
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963) Одним из выдающихся художников советского периода был Александр Герасимов. В 1947 году художник возглавил возрождённую Академию художеств. Его по праву можно назвать мастером, который следовал традициям русского реалистического искусства. Герасимов написал много торжественно-репрезентативных картин в жанре социалистического реализма, но это не мешало ему испытывать любовь к лирической тематике и создавать картины в стиле французского импрессионизма. Поэтому наряду с портретами официальных лидеров (Ленина, Сталина, Ворошилова и др.) можно увидеть работы, написанные художником для души, с прекрасными натюрмортами и пейзажами. Именно они и трогают сердце зрителя.
Государственная Третьяковская галерея, Москва Одной из таких работ «для души» является «После дождя. Мокрая терраса». Когда смотришь на эту картину, сразу обращаешь внимание на технику исполнения, которую разработал основоположник русского импрессионизма Константин Коровин. Работа впечатляет изобилием ярких и сочных красок. Перед нами терраса, которую хорошо промочил летний дождь. Порывистый ветер опрокинул стакан и всё ещё колышет листву деревьев. Именно благодаря дождю, дощатый пол, скамья и ограждение террасы обрели красочную выразительность. Художник очень удачно уловил состояние наибольшей привлекательности выбранного им сюжета и сумел быстро, за три с небольшим часа, перенести его на холст. Душа художника проявила себя в полной мере через это полотно. Великое мастерство и восторженная любовь к родному городу Мичуринску, к родному дому делают эту работу незабываемой. Любимая художником терраса была изображена в наилучшем виде. Несмотря на грубые и в то же время смелые мазки кисти, работа поражает своей реалистичностью и осязаемостью, она притягивает взгляд зрителя. Вся эта сказочная красота достигается чередованием света и тени, а также контрастностью цветовых тонов. Живописец очень точно сумел передать эту завораживающую игру многочисленных зеркальных эффектов на мокрых поверхностях террасы, переходящей в сад с намокшей сверкающей зеленью. Эту игру усиливают поверхность полированного стола, отражающая небо и другие предметы, стеклянный кувшин с пышными нежными садовыми цветами, опрокинутый гранёный стакан. Солнечный свет, соприкасаясь со всеми этими предметами, словно вдыхает в них жизнь. Создаётся впечатление, что они одушевлены, они дышат. Эту самую лучшую из работ Александра Герасимова подчёркивают стихи знаменитого русского поэта Бориса Пастернака с таким же названием, что и картина. Б. Пастернак После дождя За окнами давка, толпится листва, И палое небо с дорог не подобрано. Все стихло. Но что это было сперва! Теперь разговор уж не тот и по-доброму. Сначала всё опрометью, вразноряд Ввалилось в ограду деревья развенчивать, И попранным парком из ливня – под град, Потом от сараев – к террасе бревенчатой. Теперь не надышишься крепью густой. А то, что у тополя жилы полопались, – Так воздух садовый, как соды настой, Шипучкой играет от горечи тополя. Со стёкол балконных, как с бёдер и спин Озябших купальщиц, – ручьями испарина. Сверкает клубники мороженый клин, И градинки стелются солью поваренной. Вот луч, покатясь с паутины, залёг В крапиве, но, кажется, это ненадолго, И миг недалёк, как его уголёк кустах разожжётся и выдует радугу. На мой взгляд, автор с помощью своей художественной техники превосходно справился с поставленной перед собой задачей. Не много таких художников, которым удалось показать очарование природы после дождя. Как прекрасно передана эта умиротворяющая и располагающая к отдохновению чистая и свежая атмосфера! Остаётся только включить спокойную классическую музыку и, глядя на полотно мастера, перенестись душой и мыслями в любимый уголок детства, где так чудесно дышалось, а мир был огромен и полон восторженных открытий в каждой капельке-росинке, в каждом стебельке и листике. Текст подготовил Руслан Петряков | |
Просмотров: 562 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0 | |