Суббота, 04.05.2024, 18:34 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Описания картин

В.Э. Борисов-Мусатов «Призраки»

Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов (1870-1905)

   Ярким представителем элегии (эле́гия — лирический жанр, основой которого являются разные романтические переживания, выражения печали, или эмоциональные результаты философских размышлений, выраженные в свободной стихотворной форме), в отечественном изобразительном искусстве, был лидер Московского товарищества художников Борисов-Мусатов.

   Все живописные шедевры, автор создал за последние пять лет своей недолгой жизни. Художник выработал свой неповторимый утончённый живописный стиль, состоящий из глубоко переработанных принципов импрессионистической пленэрной живописи с некоторым декоративизмом и символизмом. В наполненных элегическим чувством полотнах, нашли эмоционально-проникновенное отражение, настроения «серебряного века» русской культуры.

   Большое внимание художник уделял красивым пейзажам, проникнутым мистическим таинством, в которых подчёркивалась гармония человека и природы. Борисова-Мусатова называли певцом «дворянских гнёзд» за его любовь к старым усадьбам, тенистым паркам и зеркальным прудам. Одним из таких любимых мест в Саратове было старинное поместье Зубриловка. Именно там художник черпал вдохновение и проявил свою опоэтизированную богатую фантазию, а его музами, которых он чаще всего изображал на своих загадочных лирических полотнах, были его сестра и жена.

Призраки. 1903. Холст, темпера. 117х144,5 см. Государственная Третьяковская галерея, Москва

   Картина «Призраки» стала признанной вершиной творчества художника и заняла почётное место в государственной Третьяковской галерее. На первый взгляд картина может показаться невыразительной и мрачноватой. Художника на создание этой мистической работы вдохновила грустная осенняя пора с её блеклыми тонами красок увядающей природы, большими тёмно-серыми тучами, густыми белыми туманами.

   Поражает необычная техника исполнения работы: смелая широкая манера нанесения мазка кистью, уравновешенный колорит, интересная ритмичная композиция. Темпера нанесена таким тонким слоем, что можно видеть крупнозернистую структуру холста. Этим приёмом живописец показал не материальность изображённого им сюжета.

   На переднем плане картины изображены загадочные женские фигуры в широких, длинных, атласных платьях. В поздних сумерках они, словно сотканные из тумана, проплывают по партерному парку в своих старинных, соприкасающихся с землёй, одеяниях. Одна уже на половину скрылась за рамкой холста, другая с опущенными вниз глазами грациозно движется за первой. Кто эти загадочные дамы? Возможно это обитательницы большого дворца с высокими колоннами.

   Это воздушное нерукотворное сооружение, словно упирается в небо своим шпилем и почти сливается с осенними серыми тучами. Рядом с ним видны странные белоснежные фигуры, стоящие по краям лестницы ведущей к входу в таинственный дворец, они похожи на ожившие каменные статуи, которые решились вслед за призрачными дамами, спуститься с лестницы и погулять в окрестностях парка. Эти пастельные размытые видения настолько зыбки, что в любой момент могут изменить свою форму, стать ускользающей дымкой.

   К необычной картине Борисова-Мусатова хорошо подходят проникнутые элегическим тоном сочинения Василия Андреевича Жуковского, жившего в ту эпоху, которую так сильно любил художник.




 

Стихотворение В.А.Жуковского - Таинственный посетитель.

Кто ты, призрак, гость прекрасный?

К нам откуда прилетал?

Безответно и безгласно

Для чего от нас пропал?

Где ты? Где твое селенье?

Что с тобой? Куда исчез?

И зачем твое явленье

В поднебесную с небес?

Не Надежда ль ты младая,

Приходящая порой

Из неведомого края

Под волшебной пеленой?

Как она, неумолимо

Радость милую на час

Показал ты, с нею мимо

Пролетел и бросил нас.

Не Любовь ли нам собою

Тайно ты изобразил?..

Дни любви, когда одною

Мир для нас прекрасен был,

Ах! тогда сквозь покрывало

Неземным казался он...

Снят покров; любви не стало;

Жизнь пуста, и счастье - сон.

Не волшебница ли Дума

Здесь в тебе явилась нам?

Удаленная от шума

И мечтательно к устам

Приложивши перст, приходит

К нам, как ты, она порой

И в минувшее уводит

Нас безмолвно за собой.

Иль в тебе сама святая

Здесь Поэзия была?..

К нам, как ты, она из рая

Два покрова принесла:

Для небес лазурно-ясный,

Чистый, белый для земли;

С ней все близкое прекрасно,

Все знакомо, что вдали.

Иль Предчувствие сходило

К нам во образе твоем

И понятно говорило

О небесном, о святом?

Часто в жизни так бывало:

Кто-то светлый к нам летит,

Подымает покрывало

И в далекое манит.

   Изображённый сюжет полотна завораживает своим необычным спокойным музыкальным ритмом. По-моему картина воспринимается как окно в «иной мир», где существует свой закон, свои правила, где всё тихо и умиротворённо. Здесь соединяется поэтическое воображение и утончённое чувство воздушной успокаивающей атмосферы. Автор картины, испытывая грусть по прошедшей эпохе, людям, населявшим её, настолько проникся той очаровательной средой, что невольно открыл дверь в тонкий духовный мир. С помощью красочных симфоний, художник сумел выразить лирические эмоциональные переживания своей нежной и любящей души.


Статью подготовил Петряков Руслан

Категория: Описания картин | Добавил: PR (17.03.2017)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: