Михаил Нестеров родился 19 (31) мая 1862 года в Уфе в интеллигентной купеческой семье. Семья Нестеровых была очень религиозна и уважаема в городе.
Интересный факт, что Михаил родился слабым ребенком, и его лечили суровыми народными средствами: клали в горячую печь, держали в снегу на морозе. Однажды матери показалось, что он «отдал Богу душу». Ребёнка положили под образа с иконкой Тихона Задонского на груди и поехали на кладбище заказывать могилку. А в это время Михаил очнулся. Мать радостно поблагодарила Бога за чудесное спасение сына. Святые Тихон Задонский и Сергий Радонежский были особо почитаемы в семье Нестеровых.
С детства Михаила интересовало только рисование. Ум и чуткость родителей проявились в том, что они, несмотря на то, что в Уфе к художникам относились как к неудачникам, предложили ему поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, что он и сделал.
Религиозность семьи, воспитание в русских традициях сказалось и на творчестве будущего художника. Тема ухода от мирской суеты в мир русских святых и, в первую очередь, Сергея Радонежского, стала одной из ключевых в творчестве Михаила Нестерова.
В 1899г. художник поселился в деревне Комякино, недалеко от Троице-Сергиевой Лавры и начал работу над первым полотном в цикле картин, посвященных житию Сергия Радонежского, - "Видение отроку Варфоломею".
В основе сюжета лежало религиозное предание. Однажды отец послал Варфоломея (в будущем Святого Сергия) искать лошадь. В поле под дубом отрок увидел прилежно молившегося старца и приблизился к нему. Тот, окончив молитву, благословил мальчика и спросил, чего он хочет. Варфоломей отвечал, что более всего желал бы получить разум к учению. Старец помолился за него, и, вынув часть просфоры, дал её отроку, повелел вкусить, сообщив, что вместе с этим дастся ему разум к великому учению.
Картину «Видение отроку Варфоломею»(1899) очень ценил Н.К.Рерих, с которым Михаила Нестерова связывала художественная среда и творческое объединение «Союз русских художников». Эта картина была с Рерихами, когда они жили в северной Индии.
Обратимся к картине (находится в Государственной Третьяковской галерее).
На переднем плане мы видим фигуру худощавого мальчика, ожидающего окончания молитвы старца. Мальчик серьёзен, в нём столько недетской внимательности, тихого ожидания чего-то важного. Он с великим уважением смотрит на таинство молитвы, тонкие руки сложены перед грудью, и кажется, что сам он сейчас преклонится перед старцем.
Интересны деревья на полотне. Они очень символичны. Два тонких деревца за спиной Варфоломея – его хрупкая беззащитность и юность. Старец же стоит рядом с дубом, который наверняка олицетворяет внутреннюю силу, мудрость и устои веры. Если приглядеться, то увидим, как перекликаются синие васильки на холме с синей полоской неба вдалеке. Всё на картине цельно связано друг с другом.
Художник с большой любовью изобразил Варфоломея, его трогательная фигура очень гармонично смотрится на фоне осеннего пейзажа, кажется, сам он вышел из земли русской. Картина поистине поэтична. Простота, нежность и гармония отличают все пейзажи Нестерова. Вдалеке виднеется деревенька и церковь, вокруг поля – всё очень реалистично, и в то же время у нас на глазах происходит чудо – передача Великой Миссии отроку, будущему спасителю Руси. И недаром фигуры отрока и старца находятся на возвышении. Главное – их невидимая связь.
Мне кажется, так умело соединить простое и великое мог только мастер, глубоко чувствующий Природу и удивительные чудеса, случающиеся в ней. Благодаря таланту художника мы тоже искренне верим во всё происходящее.
Сам художник считал эту картину лучшей своей работой и любил повторять: «Жить буду не я. Жить будет «Отрок Варфоломей». Вот если через тридцать, через пятьдесят лет после моей смерти он ещё будет что-то говорить людям — значит, он живой, значит, жив и я».
В 1942 году, узнав о 80-летии М.В.Нестерова, Н.К. Рерих отправил поздравительное письмо из Индии, где написал, что творчество художника «является выражением одного из самых возвышенных устремлений народа русского».
В 1942 году Михаил Нестеров закончил свой земной путь, но память о нем и о его работах будет жива, покуда жива Россия.
Текст подготовила Нестерова Лилия.
|