Среда, 24.04.2024, 20:08 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход

Каталог статей

Главная » Статьи » Описания картин

Чима да Конельяно «Благовещение»

   Чима да Конельяно (1459 − 1517) по праву можно назвать ярким представителем венецианской школы живописи эпохи Ренессанса. Художник родился в маленьком городке венецианской провинции Конельяно, в семье обработчика сукна. На творчество художника повлияли такие мастера живописи, как Альвизе Виварини, Антонелло да Мессина и Джованни Беллини, сыгравший важную роль в выработке стилистики письма Чима. По сравнению с другими величайшими Мастерами того времени скромный художник Чима был не такой выдающийся, да и работ было поменьше, чем у признанных классиков Ренессанса. Не всем судьбой уготовано стать Рафаэлем. Однако его работы выглядели весьма достойно (для второй половины творческой деятельности художника характерна ярко выраженная собственная стилистика и прекрасная техника письма) и вызывали большой интерес у европейских ценителей искусства.

   Большую часть своей жизни мастер провёл в Венеции, которая всегда привлекала художников завораживающими пейзажами, прекрасной архитектурой и многочисленными зрелищными представлениями. Чима, благодаря своему медитативному темпераменту, был предрасположен к философским размышлениям на традиционные религиозные темы, и отражал в своих картинах по большей части именно такие сюжеты. У художника насчитывается около сотни произведений, посвящённых религиозной тематике, среди них присутствует множество образов Мадонны.

   Лирическим произведениям Чима да Конельяно свойственны поэтичность, благородная простота образов, необыкновенная чистота и возвышенность чувств, красота персонажей, сосредоточенных на молитве, гармоничная связь между умиротворенным человеком и наполненной эмоциональным содержанием природой.

   У художника наблюдалось стремление к чувственному познанию окружающего мира, его красоты и богатства форм. Это было свойственно творческому духу художников итальянского кватроченто (общепринятое обозначение эпохи итальянского искусства XV века, соотносимое с периодом Раннего Возрождения). Главную роль в воплощении познаваемого мира и природы у всех венецианских художников, в том числе и у Чима, играл колорит. Поздние работы мастера отличаются от ранних по колориту мягким сияющим освещением, игрой светотеневых переходов, нежными цветами красок, приближенными к легкому золотистому тону.

   Художнику удалось реализовать основную цель своего воплощения на земле – украсить своими прекрасными творениями этот мир.

Благовещение. 1495, темпера и масло, 137×107 см. Санкт-Петербург, Эрмитаж

   Давайте же рассмотрим одну из самых великих работ Чима да Конельяно "Благовещение". 

   Идеей для этого произведения послужил евангельский сюжет – явление Архангела Гавриила деве Марии. Если вы подольше задержите взгляд на этой работе, то сможете ощутить, как от неё исходит положительный заряд энергии, полный умиротворения и спокойствия. Эти ощущения возникают благодаря величайшей одарённости художника, которая проявляется в удачно найденной композиции, выразительности и характерности главных персонажей, хорошем построении трёхмерного пространства и в том самом золотистом колорите.

   Основное действие разворачивается в интерьере венецианского палаццо (дворца), подчёркивая торжественность запечатлённого момента.

   Первым персонажем, на которого мы обращаем своё внимание, является Архангел Гавриил, его динамичная фигура в белом ангельском одеянии с многочисленными складками. Архангел подходит к Марии, чтобы сообщить благую весть. В его левой руке – цветок белой лилии, символ чистоты и невинности. Приложив свою правую руку к сердцу, Архангел выражает уважение и любовь святой деве. Можно подумать, что он влетел в это помещение на своих крыльях из открытого окна, в котором изображён чудесный, наполненный солнечным светом, пейзаж с архитектурными сооружениями, собором и далёким замком на холме.

   Божественный солнечный свет проникает и в сам интерьер, хорошо освещая белоснежную фигуру Гавриила и смиренную, пребывающую в неподвижной позе, фигуру Марии. Она явно удивлена и смущена таким внезапным появлением Божественного вестника. Мы видим её, облачённую в небесного цвета плащ, накинутый на красное платье. Мария занималась чтением священной книги, преклонив колени на маленькую скамейку, согласно католическому обычаю. Покрытая двойным белым и желтым платком, олицетворяющим чистоту и святость, голова девы Марии с покорно опущенными глазами повёрнута в сторону Архангела, чтобы узнать весть о том, что ей суждено стать матерью Божьего сына. 

   Художник очень удачно передал внутреннее возвышенное состояние персонажей этого великолепного творения. Такие выражения лиц были свойственны персонажам живописных работ того периода. Чувства явно не выражены, но угадываются. Художник старался придерживаться венецианской манеры письма, принятой в конце XV века, для которой были характерны неторопливость движений персонажей, их спокойные и умиротворённые позы, сосредоточенность их лиц, порождающая атмосферу покоя, безмятежности и простоты.

   Хочется, не отрывая взгляд, любоваться на эти прекрасные лица Гавриила и Марии, сосредоточенные на служении и молитве.

   Золотистый тёплый свет, который наполняет детально проработанный интерьер, проникает и в зрительские сердца, располагает к размышлению о вездесущем Боге.


 

   Текст подготовил Руслан Петряков

Категория: Описания картин | Добавил: PR (18.03.2017)
Просмотров: 1296 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: