Воскресенье, 28.04.2024, 12:23 | Приветствую Вас Гость | Регистрация | Вход
Главная » 2012 » Май » 25 » История карманного календаря
18:55
История карманного календаря

 История карманного календаря.  

  Календарь (в переводе с лат. calendarium — долговая книжка: в Древнем Риме должники платили проценты в день календ, первых чисел месяца) — система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности движения Солнца и Луны. Он представляет собой печатное издание в виде таблицы (табель-календарь) или книжки, где содержится перечень чисел, дней недели, месяцев (реже годов). Также указываются праздники и астрономические сведения (лунная фаза, затмения и т. п.).  

  Появление календаря имеет очень древнюю историю. Прародителем современного календаря считается Древний Египет, где календарь был необходим для жизнедеятельности всей страны, которая зависела от разливов Нила, происходивших через примерно один и тот же промежуток времени. В древнеегипетском календаре годом являлся промежуток времени между двумя последовательными гелиакическими восходами Сириуса.  Каждый народ вёл свои датировки исторических событий. Одни отсчитывали количество лет от сотворения мира: евреи датировали его 3761 годом до н. э., александрийская хронология считала этой датой 25 мая 5493 года до н. э. Римляне начинали отсчёт от легендарного основания Рима (753 год до н. э.). Парфяне, вифиняне и селевкиды вели отсчёт лет от вступления на трон первого царя, египтяне — с начала правления каждой следующей династии.  Перевод из одного летосчисления в другое представляет определённые трудности из-за различной продолжительности года и из-за различной даты начала года в разных системах.                                                                                                            Счёт года с 1 января был введён в Риме Юлием Цезарем в 45 году до н. э. (юлианский календарь). В 325 году юлианский календарь был принят Византией. На Руси с 1492 года началом года стало считаться не 1 марта, а 1 сентября. Юлианский календарь установил среднюю продолжительность года в 365,25 суток: обычные годы длились 365 дней, один раз в четыре года (високосный год) — 366 дней.

  Современный календарь назван григорианским (новый стиль). Он введён при папе римском Григории XIII 15 октября 1582 года взамен юлианского календаря (старого стиля). Реформа, которую провёл Григорий XIII и признали в большинстве католических стран, состояла из двух частей: 1) Была устранена ошибка в 10 дней, накопившаяся со времен I Вселенского собора (325 год), на котором были установлены правила вычисления христианской Пасхи. Бытует неверное мнение, что папа Григорий XIII исправил ошибку, накопившуюся с момента введения юлианского календаря. Но тогда это было бы 12 дней.  Однако, целью реформы было иное: «вернуть» дату реального весеннего равноденствия (пасхальную границу) на 21 марта, как это было во времена Никейского собора, установившего пасхалию. 2) На будущее же была введена поправка, обеспечивающая более точное соответствие с солнечным исчислением, которая заключается в том, что из каждых 400 лет должны были быть исключены три високосных года. Таким образом, ошибка в один день накапливается лишь через 3333 года. Исключение трёх високосных лет за четыре века достигалось следующим правилом. Если номер года заканчивается не на два нуля, то он считается високосным тогда, когда номер года кратен четырём (например, 1996, 2004, 2008 годы). Если год заканчивается на два нуля, то он високосный только тогда, когда число сотен в нём также кратно четырём (например, 1600, 2000, 2400 годы). Во всех остальных случаях год считается невисокосным (например, 1900 и 2100 годы).   Правило определения «високосности» года, заканчивающегося на два нуля, является одной из отличительных особенностей григорианского календаря по сравнению с юлианским. Разница между старым и новым стилями составляла в XVI—XVII веках 10 суток, XVIII веке — 11 суток, в XIX веке — 12 суток, в XX—XXI веках составляет 13 суток.    

 История календаря России.

  Счёт времени в Древней Руси вёлся по четырём сезонам года. Применялся и лунно-солнечный календарь, в котором каждые 19 лет включали семь дополнительных месяцев. Была семидневная неделя, которая называлась седмицей. В 988 году, после принятия христианства, счёт лет стали вести по юлианскому календарю от «сотворения мира»,— с пятницы 1 марта, приняв византийский вариант этой даты — 5508 год до новой эры, но с некоторыми отклонениями.

  В Византии началом года было 1 сентября. А на Руси, по старой традиции, началом года считали весну, поэтому год начинался с 1 марта. При Иване III в 1492 году (в 7000 году от «сотворения мира») начало года было перенесено на 1 сентября. Первый отпечатанный церковный календарь в России изготовлен 5 мая 1581 года Иваном Фёдоровым. Пётр I заменил действовавшее в России летоисчисление от «сотворения мира» на летоисчисление от Рождества Христова с 1 января 1700 года (разница между двумя системами летоисчисления составляет 5508 лет). По указу императора от 19 (29) декабря 1699 года следовало 1 (11) января 1700 года «…а будущаго Генваря съ 1-го числа настанетъ новый 1700-й годъ купно и новый столетний векъ…». 28 декабря 1708 года был выпущен первый гражданский календарь. Григорианский календарь в Советской России введён с 14 февраля 1918 года. С 1930 по 1940 год использовался советский революционный календарь.

 Появление карманного календаря в России.

  Появление первых Российских календарей связано с именем выдающегося ученого, астронома и артиллериста Якова Брюса, одним из помощников Петра I.  Я. В. Брюс руководил астрономической обсерваторией, располагавшейся в Сухаревой башне, где помещалась созданная Петром «Школа навигацких и математических наук», будущая Морская академия. Изданные им календари, были астрологическими. Несколько позже Петр I издал царский указ, согласно которому, все права на выпуск календарей отдавались только Российской академии наук (вплоть до 1885 года).                    Календари того времени представляли собой целые альманахи, в которых можно было найти любую информацию: о праздниках, восходе и заходе солнца, о святых, о сельскохозяйственных работах и светских событиях и т.д. Эти календари имели большой объем и соответствующую стоимость, и назвать карманными их было никак нельзя.

    В 1885 г. право на издание календарей получили земства. Есть предположение, что возникновение карманных календарей в России связано с зарождением и развитием капитализма. Предпринимателям требовались дешевые средства для планирования времени, поэтому и появились удобные и недорогие малогабаритные календари. Обеспечить подобное соотношение могли только земства. Календари выполнялись в форме таблицы и именовались табель-календарями. Благодаря своему утилитарному значению они долго хранились у потенциального клиента, многократно увеличивая рекламные возможности.   В Европе капитализм зародился раньше, чем в Росси, и карманные календари там тоже появились раньше. Деловые предприниматели очень быстро поняли, какую важность представляет собой карманный календарь, как рекламное средство. Подаренный клиенту небольшой календарик, не выбрасывался, в отличие от других рекламных средств, а хранился в целях необходимости у клиента в течение целого года.

  Календари в Росси были и до 1885 г. Это были, безусловно, не наши Российские календари, а календари европейские, тем или иным способом, попадавшие в Россию. Все карманные календари царской Росси могли быть поделены  на три основные группы: 1.Календари, целью которых была реклама товаров. Как и в наше время, оформлению подобных календарей придавалось чрезвычайно важное значение. Оформляли их ярко, красочно, применяли различные способы отделки - такие, как тиснение, вырезанные по контуру изображения, золочение контура и т.д. Выглядели подобные календари великолепно и были удивительно привлекательны. Ученые, занимающиеся изучением календарей, предполагают, что в разработке некоторых календарей принимали участие даже известные художники.                Примером могут служить выпущенные по заказу товарищества "Р.Келлеръ и Ко въ Москве" календари, замечательно исполненные в стиле "русский модерн". По качеству полиграфии, некоторые календари того времени до сих пор стоят не уступают современным. Для изготовления карманных календарей использовали самый разнообразный материал: картон и бумагу, шелк, кожу и т.д. Позже появились календари на жести, алюминия и других материалов. В России подобные календари тогда не производились и завозились, как правило, из Германии. 2. Другой группой календарей являлись деловые календари. В данной группе присутствовали календари различных строительных фирм, страховых компаний и т.д. Эта группа календарей по дизайну совершенно отличалась от предыдущей группы. Главным в дизайне подобных календарей, была информативность. 3. В отдельную группу можно отнести календари, изданные в типографии Сытина. Данные календари не были рекламными. Иван Дмитриевич Сытин являлся одним из основателей частной типографии. Также он начал выпускать календари - более десятка видов. Со временем календари издателя приобрели широкую известность и популярность. Тематика Сытинских календарей была самой разной: среди них были и женские календари, и детские, и сельскохозяйственные. Самый известный календарь, изданный Сытиным, так и назывался «Всеобщий русский календарь». Особенность этого календаря была в том, что он не просто показывал даты, но и  содержал массу всякой полезной информации. Появился этот календарь впервые в 1884г. на Нижегородской ярмарке, где сразу же стал очень популярен м принес первую славу издателю. 

 В дальнейшем, календарь приобрел еще большую популярность, в честь издателя, он даже получил название – «сытинский». Сытинские календари, как и все, что делалось издателем, прежде всего служили целям народного просвещения. Часто эти календари содержали рисунок типа лубочного, посвященный главному юбилею предстоящего года, и как можно большее количество, рассчитанной на наименее образованную часть населения, информации.

  Календари, изданные Сытиным, очень редко можно встретить в частных коллекциях, в то время как в музеях, Вы можете увидеть достаточно большое количество, изданной Сытиным, календарной продукции. Видимо, причиной является то, что эти календари были предметом быта простонародья, поэтому мы и можем увидеть их в музеях, где пытались воссоздать образ жизни семьи крестьянина или рабочего. На карманных календарях тех лет можно увидеть многое, рассказывающее нам о истории России: одежду тех лет, парфюмерию и косметику, предметы быта и т.д.

 События I мировой войны и отношение к ней людей менялись год от года. Все это отражено в карманных календарях. На них мы можем наблюдать, как менялось год от года отношение к Войне, художники тех лет отражали тенденцию тех лет, отношение людей к войне. На одном из календарей, выпущенных незадолго до февральской революции, был изображен уставший и озлобленный солдат на фоне сгоревшей деревни. Календарь, выпущенный на 1917 год был совершенно другим, нежели прежние календари. Он не содержал ни рисунков, ни рекламы, ни информации. Только праздники, причем все праздники, имеющие какое-то отношение к царской семье, исчезли.  После революции 1917 года жизнь в стране настолько изменилась, что карманные календари не сразу нашли в ней себе место. Первоначально они были полностью посвящены идеологическим образам и политическим лозунгам новой эпохи. Пройдя долгую дорогу в истории, карманные календари приобрели оптимальный размер – 70х100 мм. Это обусловлено тем, что подобный календарь легко может уместиться в кармане, книге, кошельке, записной книжке и т.д. Чтобы его внешний вид надолго оставался ярким и презентабельным, обычно карманный календарь ламинируется с двух сторон.    

 Из истории советских карманных календарей. Дмитрий Малявин  

  Нельзя сказать, что в первые годы Советской власти календарей не было совсем. Большие табель-календари этого времени имеются в некоторых коллекциях. Однако карманные календари первых послереволюционных лет пока не известны, скорее всего, они просто не сохранились. А может быть, они вообще практически не выпускались.

  Лишь с 1923 карманные календари начинают вновь активно печататься. Необходимо отметить весьма странный факт, - карманные календари времен НЭПа совершенно неизвестны. Это очень удивительно, и объяснения этому я не нахожу. Казалось бы, что рекламные календари этого периода должны были бы существовать, и, при том, достаточно многочисленные. Возможно, со временем, эти календари и выплывут из небытия и появятся у коллекционеров, но пока, увы, никто из собирателей не может ими похвастать. Первые карманные календари, изданные при советской власти, известны лишь на 1924 год. Но уже среди календарей 24-го года мы видим неожиданное разнообразие тематики. Тут и политическая реклама, например, серия календарей, выпущенных по заказу Деткомиссии ВЦИК с портретами членов тогдашнего Политбюро тиражом в 600000 экз. Правда, о том, что это была большая серия, можно только догадываться. Разумеется, календарей с портретом Ленина, сохранилось не так уж и мало и не только в частных коллекциях, но и в фондах, например, ГПБ им.Салтыкова-Щедрина . Не удивительно, что сохранились и календари с портретом Калинина. Странно, пожалуй, что пока неизвестны календари с портретами Сталина и Дзержинского. А вот что касается остальных... Из всего состава бывшего в те годы руководства страны портреты только этих четырех и можно было безопасно сохранить.  

  В моей коллекции находится  чудом сохранившийся экземпляр с портретом Каменева. А ведь тот, у кого он, даже если и случайно, завалялся, мог заплатить за это жизнью. Серия Русского театрального общества на этот же год с портретами известных актеров тоже встречается редко. Конечно, хранить портрет В.Н.Давыдова или О.В.Баклановой было безопасно. Но и тираж был в 20 раз меньше. И с этого же 1924 г. начинается печать календарей торговой рекламы. И, прежде всего, Табачного треста, выпуски которого в 20-е годы составляют чуть ли не большую часть всех выпускавшихся в России карманных календарей. Зато, мы теперь знаем, что прейскурант отечественных табачных изделий в то время был, между прочим, наверное, побогаче нынешнего.

  Календарь Государственной конторы "Госметр" на 1925 год был выпущен к переходу страны на метрическую систему и содержит таблицу перевода русских мер в метрические. Сейчас уже вряд ли кто помнит, что представляли из себя такие меры, как ведро, чарка или аршин. А календарь может рассказать нам об этом из глубины своих лет. Календари ЭТЦР (Электрический трест центрального района) на 1925 год и его же но уже под новым названием ГЭТ (Государственный электротехнический трест) на 1926 год, прекрасно исполненные, любопытны тем, как именно они отражали начальный этап развития электрификации в СССР.

  Интересны карманные  календари Моссельпрома, к созданию которых имел отношение В.В.Маяковский. И те, и другие как-то очень точно передают дух того времени. Скорее всего дело в том, что они выполнены в стиле, который и представляется нам, как стиль именно 20-х годов. Не менее интересен и календарь Типографии Академии художеств в Ленинграде, выполненный в модном тогда стиле конструктивизма. Выпускаются первые карманные календари внешнеторговых организаций. К примеру, это серия  календарей "Кавминэкспорта" на 1928 г., календарь "Международной книги" на 1929 г. Календари первой половины 30-х кодов крайне малочисленны. Возможно, что это как-то связано с кратковременным введением в нашей стране новой календарной системы - пятидневок. Но эта история достойна отдельного рассказа. В 1936 г. в Ленинграде был выпущен по заказу СОЮЗПРЕДСПРОСа календарь на 1937 год - первый отечественный календарь на пластмассе. Календарь этот призывал к реализации накапливающихся у организаций промышленных и товарных излишков, - вопрос, так, кстати, и оставшийся нерешенным при социализме, хотя он и неоднократно поднимался в последующие 50 лет. Обрушившаяся на нашу страну война резко сократила выпуск календарей, как и всего другого. Календари военных лет крайне немногочисленны и, в большинстве своем, неинформативны. Конечно же, было не до календарей. 

  Но в конце 1945 года издательством "Искусство" печатается календарь на 1946 г. - календарь Победы. Салют, флаги, гимн Советского союза. Будучи своеобразной реликвией, этот календарь - один из наиболее сохранившихся календарей 40-х годов. Он имеется практически в любой серьезной коллекции. Тогда же, в 1945 году советские календари начинают печатать и в Германии. Интересным примером могут  служить календари ОМУ НКУП (наркомат угольной  промышленности) на 1946 г., отпечатанные в Берлине на разноцветном целлулоиде. С конца 40-х и до середины 60-х карманные календари немногочисленны. Выпуски Госстраха, Сберкасс, Аэрофлота. Если к этому добавить ежегодные выпуски издательства "Искусство", то мы получим, наверное, едва ли не 80% всех выпущенных в то время календарей.    Уже начиная с конца 30-х годов художественный уровень выпускаемых карманных календарей неуклонно снижается. Сказывается и экономия на качестве бумаги и использование более дешевых способов печати. Парк производственной техники изношен и в деревообрабатывающей промышленности, и в полиграфии. Как следствие цензуры, календари делаются или ура-патриотические, или нейтральные, часто не отражающие даже темы (вдруг отразишь, да не так).

  К карманным календарям все реже и реже прикасается рука профессионала. В шестидесятые годы среди разных выпусков резко выделяются техникой исполнения и, главное, вкусом, карманные календари с видами Ленинграда, выпускавшиеся ЛФОП 3 (3-я Ленинградская фабрика офсетной печати) примерно с 1961 по 1969 годы. Для этих выпусков были использованы графические рисунки различных, в том числе и весьма известных, художников, таких, как, например, Остроумова-Лебедева. Выпущено их было за десятилетие около 200 видов и цветовых вариантов не считая новоделов.   До сих пор эти календари, называемые среди коллекционеров"Ленинградская графика", являются мечтой и гордостью любого собирателя. И, кстати, до сих пор эти календари были единственными, для которых изготавливались новоделы специально для коллекционеров, столь велик был спрос на них. Со второй половины 60-х в стране начинается резкий рост международных торговых связей, и, соответственно, возрастает спрос на рекламные календари. И сразу же выявляется отсталость нашей полиграфии. Заказы на карманные календари внешнеторговых организаций размещаются за границей. Сперва это ГДР и Венгрия, потом Финляндия.

  Позднее Австрия, Швейцария, Италия и Япония. Появляются календари, выполненные на качественно ином полиграфическом уровне, хотя содержание их, как и раньше, оставляет желать лучшего. Более того, рекламные календари часто не выполняют своей основной обязанности - не рекламируют даже заказавшую их фирму. Тем не менее, с конца 60-х мы знакомимся со стереоскопическими (объемными) и вариоскопическими (с меняющимся в зависимости от угла зрения рисунком) календарями. В начале 80-х появляется "дюфекс" (лазерная техника на фольге).

  Тогда же, в конце 60-х руководителям страны приходит, наконец, в голову, что карманные календари можно использовать в качестве дешевой рекламы "социалистического образа жизни". Начинается массовый выпуск видовых календарей грандиозными тиражами. Издательства, и в первую очередь, издательство ЦК КПСС "Плакат" выпускает их многомиллионными тиражами, причем в большинстве своем в очень слабом оформлении. Особенно поражают бедностью мысли и техники исполнения календари с рисунками плакатного характера, выполненные группой художников, сложившейся вокруг этого издательства. Да еще при этом никто и не задумывался, что механическое издание крупного плаката в миниатюрном издании бессмысленно, ибо при этом теряется его воздействие на зрителя. 

  Выпуск же видовых календарей также был весьма своеобразен. Отражались при этом, как правило, одни и те же виды и памятники, список которых был, по всей видимости, однажды утвержден, и расширять его особенно никто и не старался. Более того, часто из года в год использовались одни и те же слайды. Особенно этим отличался Минский полиграфический комбинат им. Якуба Коласа. Впрочем, известно, что любое хорошее дело у нас умеют и, по-моему, даже любят доводить до абсурда. Тем не менее, в 80-е годы резко увеличивается выпуск карманных календарей. Ширится их география, растут тиражи. В стране быстро растет число коллекционеров.

  К 1990 году почти в каждом районном центре страны были клубы коллекционеров карманных календарей. Общее число коллекционеров в стране по самым скромным подсчетам достигало не менее ста тысяч. Календари начинают печатать специально для коллекционеров, тематика расширяется с учетом их вкусов.

  Среди тысяч календарей, выпускаемых в 80-е годы, появляются отечественные календари, исполненные на самом высоком полиграфическом уровне и сделанные с большим вкусом. Особенно это касается календарей, выполненных на московском полиграфическом комбинате "Восход". Но не отстают и другие. К примеру, тульский комбинат "Коммунар", позже переименованный в ИПО "Лев Толстой" в течение ряда лет выпускает великолепные видовые серии.

  До 1990 г. в стране существовала цензура. Любое печатное издание, где бы и кем бы оно ни выпускалось, должно было обязательно получить разрешение цензора. Номер этого разрешения, так называемый "лит", печатался в выходных данных наряду с номером заказа. (Иногда, когда большая серия календарей проходила под одним и тем же заказом, часто именно "лит" помогает коллекционерам в систематизации своих коллекций.) Подпольный же выпуск любой печатного листочка жестоко карался. Таким образом в стране был учтен выпуск любого календарика. Данные вместе с образцами в обязательном порядке должны были поступать в Книжную палату СССР, где фиксировались и хранились. Однако, знакомство с Книжной палатой показывает, что любая печатающая организация делала все возможное, чтобы обойти эту хлопотную обязанность.

  В результате, в Книжной палате зафиксировано немногим более 40000 советских карманных календарей (а хранится еще меньше вследствие изъятий, разгильдяйства и воровства). Для сравнения: моя коллекция советского периода как минимум вдвое превышает фонд Книжной палаты (при этом я отнюдь не претендую на полноту коллекции). Тем не менее, наличие такой системы контроля и ограничений дает возможность со временем составить полный каталог советских календарей.Число их вряд ли превосходило 100000. 

  В 1990 г. цензура на печать была отменена. И в стране начинается печатный бум. Календари выпускались где угодно, кем угодно и с любой тематикой. Особенно с обнаженной натурой. Народ буквально дорвался до запретного прежде плода. Но все подобное надоедает очень быстро. Через пару лет они постепенно перестали выпускаться, так как на них просто резко снизился спрос. Но тогда в 1990-1991 гг. подобные календари обязательно лежали в любом киоске. Из карманных календарей советского периода именно выпуски этих лет учесть и закаталогизировать труднее всего.

  В декабре 1991 г. Советский Союз прекратил свое существование. Однако календари на 1992 г. заказывались в 1991 г., и, поэтому, большую часть из них можно считать календарями советского периода. В это время еще сохранялись общесоюзные связи, так, например, подавляющее число литовских календарей на 1992 г. отпечатаны в Туле, а чуть ли не половина эстонских календарей на 1992 г. выпущены были с расчетом на  реализацию их на территории России. Фактически, тем не менее, календари 1990-1992 гг. уже являлись календарями переходного периода. Начиная с 1992 г. все бывшие республики СССР стали выпускать только свои собственные календари на своих национальных языках. Советский период кончился. Изменения коснулись всего, в том числе и карманных календарей.    

Категория: История появления карманного календаря | Просмотров: 5462 | Добавил: PR | Рейтинг: 3.5/2
Всего комментариев: 0